1.  Драматические ситуации в детстве. Эти обстоятельства возникают, как правило, в тех семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, что порождает бурные конфликты в семье, нередко с драматическими ситуациями (угрозы убийства, драки, необходимость для безопасности покидать дом, и нередко в ночное время, и т.д.). Предполагается, что в этих случаях возникает возможность фиксации страха по типу импритинга (запечатления), который во взрослом состоянии при соответствующих условиях (сходной стрессовой ситуации) может внезапно возникнуть, сопровождаясь яркими вегетативными симптомами, то есть обусловить появление первой ПА. В качестве примера здесь можно привести случай с пациенткой, страдающей ПА и агорафобией метро. У нее временно прекратились вегетативные кризы во время беременности и вновь возникли после того, как она потеряла ребенка. Через год пациентка смогла усыновить ребенка, но депрессия, которая сопровождалась головокружениями и частыми ПА продолжалась. Она рассказывала о своем отце алкоголике, которого ненавидела, так как видела в детстве, как он избивал ее мать. В роду по линии отца было много алкоголиков. В данный момент пациентка продолжала проживать с ним в одной квартире, но практически с ним не общалась. В доме постоянно ощущалась обстановка напряжения, которая и побуждала у нее чувство тревоги.
   2. Эмоциональная изоляция (депривация) возможна в тех семьях, где интересы родителей сугубо связаны с работой или другими обстоятельствами вне семьи. При этом ребенок растет в условиях эмоциональной изоляции при формально сохраненной семье. Например, такая ситуация часто встречается в разведенных семьях, когда мать вынуждена одна воспитывать ребенка. Объективно она сильно загружена работой, однако, на эмоциональном уровне она может видеть в ребенке черты мужа, которого она ненавидит, в результате чего, ребенок отдается на воспитание бабушкам и дедушкам, в то время, пока мать пытается создать новую семью. Либо оба родителя являются эмоционально холодными (шизоидными) личностями, не испытывают привязанности к ребенку, поэтому ребенка может воспитывать кто-то из ближайших родственников. Его связь с родителями нарушена. В других случаях, кто-то из родителей страдает серьезным психическим или физическим заболеванием, вся семья озабочена его здоровьем и временно забывает о ребенке. Еще один пример: сверхтребовательные родители, которые считают, что ребенок должен соответствовать определенным требованиям. Они тщательно следят за его образованием, ребенок много занимается музыкой, иностранными языками, спортом и так далее, при этом у него нет эмоционального контакта с родителями, они общаются с ним чисто формально. Пациенты, выросшие в таких семьях, постоянно испытывают повышенную потребность в эмоциональных контактах, и их устойчивость к стрессу существенно снижается.
   3. Сверхтревожное или гиперопекающее поведение. В таких семьях тревожность как черта поведения одного или обоих родителей определяет воспитание ребенка. Родители чрезмерно опекают и контролируют его здоровье, учебу, поступки. Тревога родителей проявляется при каждой неопределенной ситуации, выражается в постоянном ожидании опасности, несчастья и соответствующих запретах, которые они накладывают на поведения ребенка, дабы этого избежать. Например, они снабжают ребенка сотовым телефоном и часто звонят, проверяя, что с ним и где он находятся, либо заставляют его самого часто им звонить. Такие родители до старших классов школы могут провожать ребенка на учебу и встречать его, сопровождать его в походах по врачам, кружкам и различным курсам, тем самым, поощряя инфантилизм, то есть крайнюю несостоятельность и неуспешность ребенка в социальном плане. Если тревожный и опекающий родитель приводит ребенка-подростка на консультацию к психологу, то обычные жалобы будут заключаться в том, что он пассивен, мало общается со сверстниками, ничего не делает по дому, плохо учится, хотя тесты на интеллектуальные способности сдает на "отлично" ("способный, но ленивый"), ведет себя безответственно. При этом поведение родителя будет активным и напористым, он говорит и думает сразу за двоих, не давая ребенку вставить слово и опережая его высказывания, вместо "я", употребляет часто "мы". Например: "мы пошли в школу", "мы не сделали уроки". "А кто за это отвечает?", - закономерно встает вопрос. При этом у ребенка в ответ на социальные ситуации, с которыми он не в состоянии сам справиться формируется ответное чувство тревоги, как наследственная стереотипная реакция на стрессовую ситуацию.
   4. Постоянная конфликтная ситуация в семье. Хронические конфликтные ситуации в семье, возникающие по разным причинам (психологическая несовместимость родителей, трудные материально-бытовые условия и так далее) создают в семье постоянную эмоциональную нестабильность. В этих условиях ребенок эмоционально вовлекаемый в конфликт, не может эффективно влиять на него, он убеждается в бесполезности своих усилий, у него формируется чувство беспомощности. В таких ситуациях может формироваться, так называемая, обученная беспомощность. В будущем при тех или иных трудных ситуациях на основании прошлого опыта, пациент строит прогноз, что ситуация им не разрешима, возникает чувство беспомощности, что снижает его устойчивость к стрессу. Нужно отметить, что здесь рассмотрены основные стрессовые ситуации, возникающие в семье родителей и приводящие не только к чувству тревожности, но и другим вариантам психологических расстройств у пациентов. Во всех этих случаях из ребенка вырастает личность, имеющая трудности во взаимодействии с социумом, и низкой стрессоустойчивовтью.